Фотографии Святослава Задерии
Святослав Задерий родился в Ленинграде в 1960 году. Свою первую группу "Летающая крепость" он собрал в 1978-м, окончив школу и поступив в техникум приборостроения. Почему у Святослава не сложились отношения с им самим созданным коллективом, история умалчивает. Так или иначе, в 1980 году Задерий был изгнан из "Крепости" и тут же собрал новый состав - "Хрустальный шар". За это время он успел год проучиться в джазовой школе, но потом бросил ее. Вскоре "Хрустальный Шар" вошел во вновь созданный в 1981 году Ленинградский рок-клуб. В составе группы в тот момент значились: Святослав Задерий по прозвищу "Алиса" - вокал, бас; Михаил Нефедов - барабаны; Андрей Христиченко (по прозвищу "Кролик") - вокал; Владимир Богатырев ("Кровавый") - гитара. (Обратите внимание, здесь в нашем повествовании впервые появляется слово "Алиса"!) В достаточно вялом состоянии "Хрустальный шар" пребывал до 1983 года, когда женился гитарист Владимир Богатырев, после чего группа практически распалась.
На одном из заседаний рок-клуба, в котором творческий простой не приветствовался, к Задерию подошел клавишник Павел Кондратенко и предложил объединить усилия с группой "Демокритов колодец". "ДК" был детищем приехавшего из Красноярска Андрея Шаталина. Шаталин тогда учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), жил в общежитии. Вспоминает Задерий: "Шаталина я до того уже видел - он выступал в группе "Демокритов колодец", им самим созданной. И когда я узнал, что человек из Красноярска умудрился создать здесь группу, написать для нее и тексты и музыку, и при этом у него еще в группе грузин с Салтыковым, позже известным по другим проектам... Шаталин был такой - Железный Дровосек - совершенно спокойный, очаровательный мужчина. Он мне импонировал больше всех в этой группе - а они играли в стиле "бостон", довольно жесткую музыку. И было видно, что от Шаталина там основная энергия и идет, несмотря на то, что он сам по себе скромный и спокойны й…" (Здесь и далее: воспоминания Святослава Задерия цитируются по его книге "Дети равновесия", изданной в Санкт-Петербурге в 2000 году). В состав "Демокритова колодца" на момент знакомства со Славой "Алисой" входили вокалисты Тимур Боджгуа и Виктор Салтыков, гитарист Андрей Шаталин, басист Эдуард Иванов и барабанщик Владимир Трофимов (последний до этого играл в "группе сопровождения" у Софии Ротару). Шаталин действительно являлся стержнем группы, и "Демокритов колодец" развалился практически сразу после начала работы Андрея с Задерием. Поэтому было бы неточно утверждать, что новый состав Задерия сложился из музыкантов "Хрустального шара" и "Демокритова колодца" - Задерий забрал к себе понравившегося ему Андрея Шаталина и, кроме того, Павла Кондратенко, который познакомил его с Шаталиным. Из "Хрустального шара" в новый коллектив влились Задерий и барабанщик Михаил Нефедов. Встал вопрос о репертуаре, но предоставим слово Задерию: "Ситуация была такая: Шаталин любит "бостон", "хард-рок", "Дип Пепл". Паша Кондрат енко - более мягкую музыку, я увлекался психоделическими сложными штуками, поэтому вроде бы сначала произошла несостыковка, но потом я их уговорил... С помощью алкоголя, места и аппаратуры: ребята, почему бы нам, собственно, не сойти с ума, и не начать изначально - с хаоса? Давайте не будем задаваться вопросом - что мы будем играть, а просто будем играть и чувствовать гармонию того, кто играет дальше. То есть принцип был очень простой, и постепенно мы составили "хаосную" программу - "Синтезатор Сладострастия"…". (Отметим глубокий философский подход Задерия. Он вырос в профессорской семье, и к формированию концепции вновь создаваемой группы подошел с сугубо научной стороны. Как известно, любая космогоническая структура начинается с состояния Хаоса. Это присуще началу любой мифологии. Уже потом какая-нибудь птица гагара извлекает из Хаоса кусочек суши, и это служит точной отсчета Мироздания.)
Итак "пробная" программа называлась "Синтезатор сладострастия", но первым серьезным проектом, вынесенным группой на суд зрителей II-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, явилась программа "Кривозеркалье". Именно во время этого выступления Кинчев в первый раз услышит "Алису" и подумает, что хотел бы играть и петь с этой группой… Однако не будем забегать вперед. Вокалистом в только что созданную "Магию" Задерий пригласил своего знакомого Петра Самойлова, лидера распавшейся к тому времени студенческой группы Ленинградского Электромеханического института "Золотое время". Но спустя некоторое время Задерий счел, что в группе недостаточно музыкантов, и привел в коллектив саксофониста Бориса Борисова. Это сильно задело Петра Самойлова, который в свое время этого самого Борисова в свое "Золотое время" не взял. В итоге Самойлов из группы ушел, а Борисов по совместительству стал еще и вокалистом. Так потихоньку, мы подошли к моменту когда "Магия" стала называться "Алисой".
Как мы помним, собственно, "Алиса" - это было прозвище самого Задерия,любившего ролевые игры и отождествлявшего себя с героиней книги Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес". (Кроме Алисы в группе "Хрустальный Шар" жил-был еще один персонаж этой книжки - Андрей Христиченко, Белый Кролик.) В связи с прозвищем женского рода Задерию приходилось частенько доказывать окружающим, что дело совсем не в гомосексуализме, а в психологии. Представьте, сидят три гарных хлопца: Майк Науменко ("Зоопарк"), Задерий и Игорь Губков (он же Монозуб, он же Панкер, известный в то время звукооператор). Майк звонит домой и говорит жене: "Я здесь с Панкером и Алисой. Нет, Алиса это не женщина, это мужчина...". Психология - дело тонкое... Говорят, что имя Алиса в качестве названия для группы тоже прошло не гладко, президент ЛРК Николай Михайлов восставал: "Ну что вы женское имя придумали! Возьмите любое мужское!". Но в потом сдался. Тексты песен для "Алисы" в тот период писал Илья Утехин. Приз наем, что парню это делало изрядную честь, поскольку Илье тогда было от силы 16 лет, а исполнители песен на его тексты уже были по меркам старшеклассника взрослыми дядями. Илью в "Алисе" ценили, и на его удостоверении для прохода в рок-клуб значилось, не больше не меньше, "Поэт группы "Алиса", так-то. (В настоящее время доцент Илья Владимирович Утехин преподает лингвистику и семиотику в Европейском университете в Санкт-Петербурге).
Итак, в "Алисе" периода "Кривозеркалья" (в 1984 году) играли и пели: Святослав Задерий - "отец идеи", вокал, бас-гитара; Андрей Шаталин - гитара; Павел Кондратенко - клавиши; Михаил Нефедов - барабаны; Борис Борисов - вокал, саксофон. Забегая вперед, заметим, что из всех перечисленных старожилов "Алисы" на протяжении всей ее многолетней истории неизменно присутствовал в составе только барабанщик Миша Нефедов. Который и до сих пор успешно барабанит в группе.
Михаил Александрович Нефедов родился 10 января 1960 года в Ленинграде. Вспоминая об истоках своей музыкальной карьеры, не раз повторял, что все началось с большого дивана, который стоял у Нефедовых дома. Подрастающий Миша, бывало, лупил по нему палкой, и получалось очень мощно. Так что, когда его пригласили барабанщиком в дворовую команду, поставил условие: "Берите и диван. Видите, какой у него звук? Если у барабанов будет такой же, я буду играть у вас". Окончив школу, Михаил Нефедов поступил в техникум связи и одновременно - в джазовую школу, в которой, кстати, учился и Задерий. Правда, Задерий ушел оттуда за два года до того, как там появился Нефедов, поэтому они познакомились позже. Вспоминает Нефедов: "Познакомились мы так: у Задерия была своя команда (забыл, как называлась), и его барабанщик должен был уйти в армию. Об этом мне рассказал мой однокашник Вовка, который вместе с Задерием учился в техникуме приборостроения. Вот мы с ним съездили на репетиционную точ ку к Задерию в ДК "Невский". Однако барабанщика в армию не взяли, и я оказался за бортом шоу-бизнеса. Прошел год, и однажды - звонок в дверь. Открываю - стоит Задерий с каким-то парнем. Я его даже не сразу узнал. Он говорит: "Привет, помнишь, ты приходил к нам на точку? Видишь, какая штука: я всех выгнал, этот парень - гитарист, нужен барабанщик"... В общем, я согласился, и так возникла группа "Хрустальный шар"... (интервью газете "Шабаш", N 3, Тула, 1993).
Возвращаясь к "Алисе" образца 1984 года, отметим, что Задерий был, конечно же, идейным вдохновителем коллектива, его стержнем. И нельзя сказать, что у него совершенно не было голоса или слуха - настолько, что он не мог бы петь сам. Но в силу своей эмоциональности Задерий не мог ограничить для себя сценическое пространство микрофонной стойкой - и частенько промахивался мимо микрофона. Поэтому коллектив постоянно искал вокалиста. В "Хрустальном шаре" у Задерия пел Андрей Христиченко, в "Алисе" - Борис Борисов, которому в наследство от Христиченко досталось прозвище Кролик. Ни тот, ни другой, видимо, не несли в себе выраженной творческой позиции, иллюстрируя только идею и позицию лидера группы - Задерия. Борис Борисов в "Алисе" продержался недолго. После его ухода в том же 1984 году группа снова озаботилась поисками вокалиста. И тут подвернулся Кинчев.

Hosted by uCoz